Menu

Труд на радость. Опыт взаимодействия с семьями воспитанников .

Эффективность работы учреждения, в любом направлении деятельности, во многом зависит от скоординированных  действий всех участников образовательного процесса. Мало понимать всем специалистам, работающим в ДОУ,  цели и задачи, поставленные перед учреждением, необходимо еще и активное взаимодействие с родителями, как главными нашими социальными заказчиками и партнерами. Приняв для  себя к действию задачу по формированию позитивных установок к труду и творчеству, коллектив определил составляющие успешной работы:
- Повышение компетентности педагогов, по данному направлению работы;
- Умелая организация разнообразных видов деятельности с детьми;
-Пополнение предметно-пространственной развивающей среды;
- Разнообразие форм и методов взаимодействия с родителями, привлечение к решению общей поставленной задачи.
У всех сегодня уже на слуху, что семья и детский сад – два главных социальных института, которые дают ребенку всестороннее развитие. Есть вещи, которые ребенок приносит только из семьи. Есть прекрасные строки, написанные еще в XVвеке Себастьяном Брантом, но не менее актуальные в наше время: Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Поэтому,  работу по данному направлению, мы начали с анкетирования родителей по вопросам организации трудового воспитания в семейном кругу. Обработав анкеты, мы выяснили общее, что объединяет многие семьи: мнение о том, что дети еще маленькие и не могут выполнять трудовые поручения, а если и могут, то не с лучшим качеством. А переделывать за ними еще проблематичнее; если и имеются поручения, то они носят эпизодический характер – от случая к случаю;  познакомить детей с какими либо профессиями, не поверхностно, а системно, по мнению родителей пустое дело: время придет сами поймут. Ситуацию необходимо было исправлять. И коллективом были намечены направления взаимодействия с родителями:
1.      Теоретическое – организация психолого-педагогического просвещения родителей.
2.      Практическое – непосредственное участие в  совместной  трудовой деятельности.
-Обучение основным методическим приемам  приобщения детей к реальным трудовым усилиям, получение результата.
- Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного  воспитания.
 Нами были поставлены задачи:
–показать родителям, что они равноправные участники воспитательно-образовательного процесса;
- обогатить их практическими навыками  в применении  методов и приемов организации трудовой деятельности;
-активизировать участие родителей в общественной жизни ДОУ;
- показать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
- помочь обогатить эмоционально-чувственный опыт детей и родителей , в процессе совместного достижения результатов труда.
Мы начали нашу работу с просвещения родителей  по проблемам организации трудовой деятельности. В группах педагогами были организованы родительские собрания, где родителям были представлены задачи , которые поставлены в образовательной Программе по трудовому воспитанию. Озвучена позиция ДОУ по формированию трудовых навыков дошкольников. В форме деловой игры, были закреплены, полученные знания. На собраниях родители получают подготовленные педагогами памятки по трудовому воспитанию дошкольников, список литературы, которую можно использовать дома с детьми. Педагогами сделаны каталоги  игр на формирование трудовых навыков, представлены родителям карты-схемы организации некоторых трудовых поручений. Все это облегчило ориентацию родителей в доселе не очень важной теме воспитания.
У родителей появились запросы по вопросам  трудового воспитания. Это показатель того, что эта тема их заинтересовала. По этим запросам педагогами ДОУ были составлены консультации, презентации, информационные стенды. В родительских уголках педагоги ДОУ выставляют информацию по проблеме. Описывают  те методы и приемы  трудового воспитания, которые используются в детском саду и дома, обозначают  доступные детям этого возраста виды трудовой деятельности, возможные поручения и обязанности. На информационном стенде  помещаются  небольшие  статьи об опыте семейного воспитания. Стараемся чтобы весь представленный материал был хорошо иллюстрирован фотографиями совместной, коллективной и индивидуальной трудовой деятельности детей. Это всегда привлекает внимание родителей к материалам, расположенным на информационном  стенде.
Параллельно с работой по просвещению родителей, проводились мероприятия по организации  информационного банка профессий наших родителей, с целью использовать эти данные в организации дальнейшей, уже более активной  нашей совместной деятельности ( проведение экскурсий, мастер-классов, игр).
 Изначально мы решили показать родителям, как важно самообслуживание в детском саду и дома. Это казалось бы самое простое. Но не всегда родители обращали на это внимание. Им гораздо проще самим одеть своего ребенка ( даже если ему 5-6 лет), убрать за ним игрушки. Педагогами были даны мастер-классы по развитию у детей умения обслуживать себя. Многие родители были удивлены, как можно без проблем и нервов решить такую проблему. Наши родители с удовольствием обыгрывали педагогические ситуации и сообща  находили решение.
Совместно мы пришли к выводу: что нужно искать больше возможностей участия ребенка в семейных делах. В семье ребенок должен наблюдать то, что ежедневно делается членами семьи и принимать непосредственное участие в процессе: приготовление пищи, ( например, перебрать крупу, достать кастрюлю, налить воды и др.) стирке ( разделить белье по цвету, вынуть из машинки и помочь развесить белье), он может оказывать посильную помощь в поддержании чистоты и порядка в квартире ( убрать игрушки, постель, вытереть пыль, пропылесосить). Таким образом, ребенок может не только  наблюдать сам процесс труда, но и  непосредственно участвовать в нем, осознавая трудность и ценность. Так у ребенка появляются постоянные поручения, и он уже чувствует ответственность за доверенное ему дело. Дошкольник должен трудиться не только потому, что его труд приносит ему радость и удовлетворение, но и постепенно понимать то, что его труд нужен другим. Если в доме и в детском саду всегда порядок, чистота, если каждая вещь имеет свое определенное место, то и ребенок приучается к аккуратности: не сорит, не разбрасывает игрушки и вещи, кладет их на место.
 Наши родители всегда были нашими хорошими помощниками, соратниками. И сейчас еще большее количество родителей стали принимать активное участие в жизни детского сада. Это благоустройство территории: регулярные субботники, разбивка цветников, высадка деревьев, плотницкие работы.  Мы стараемся так организовать работу чтобы ее можно было  выполнять в присутствии детей, чтобы использовать ее в воспитательных целях. Например, мамы замешивали тесто и пекли хлеб, куличи  в хлебопечке, а дети маленькие булочки ( которые отнесли на противне в печь на кухню) . В другой группе мама пришла со швейной машинкой и показала весь процесс шитья платья для куклы: от снятия мерок и раскроя до готового изделия.( группа для детей с нарушением слуха). Помимо этого родители принимают активное участи в изготовлении дидактического материала, оборудования для сюжетно-ролевых игр ( профориентационные – ателье, магазин, больница и др.)  Организовываем труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Совместная работа сближает всех: педагогов,  детей и родителей, помогает их общению.
Праздники в ДОУ – это отдельный разговор. У нас много традиционных праздников, в которых участвуют наравне с педагогами родители. Очень радует, что большое количество не только мам и бабушек, но и пап  с нами вместе в решении поставленных задач. Родители являются не только активными участниками разнообразных выставок ( поделок, фотографий, кулинарных блюд и др), но также они проявляют себя как актеры, дизайнеры, оформители. А как рады дети, когда они видят, сделанное руками своих родителей. И уже по-другому относятся к сохранности, например оборудования для игр( ведь оно сделано мамой – его надо беречь) Ни одна поделка не появляется в группе просто так: ребенок презентует, сделанное в семье. И он горд рассказать, как это делалось и в чем конкретно помогал он.
Чтобы ближе показать родителям жизнь детского сада, его содержательную и многогранную работу, ежегодно в апреле месяце, ко дню рождения детского сада, мы проводим неделю открытых дверей. К этим дням коллектив детского сада тщательно готовиться, продумывается содержание деятельности детей в течение всего дня. Пишет красочные пригласительные, дается анонс каждого мероприятия.  И обязательно и в эти дни родители не только зрители, но и активные участники. Родители  помогают организовать некоторые виды деятельности: это игры, ручной труд, показ театра, приготовление именинного пирога. Эти дни очень сближают всех участников педагогического процесса.
Огромную роль в работе с детьми старшего дошкольного возраста играют организуемые экскурсии на предприятия. Вот здесь нам помог  созданный нами банк профессий наших родителей. Дети получили  возможность непосредственно наблюдать процесс труда и видеть конечный результат. Дети ознакомились с трудом пожарных, побывали в пожарной части, в музее пожарного дела, и поняли как сложен и опасен этот труд. Также были организованы экскурсии в библиотеку, где дети ознакомились с профессией библиотекаря, с обустройством библиотеки. В рамках проекта «Театр это сказка» экскурсия в театр  показала необычный мир неизвестного театра, ребята увидели, сколько же людей готовит спектакль, сколько труда вложено в сказку, которую они смотрят на сцене.   Для детей из группы детей с нарушением слуха, были подобраны экскурсии для ознакомления с социально ориентированными профессиями : Сапожная мастерская, швейный цех, кулинарный цех, стоматологический кабинет. Мы пришли к выводу, что никакие иллюстрации не заменят живого общения, так как дети кроме знаний на экскурсиях приобретают чувственно-эмоциональный опыт. А это для формирования ценностного отношения к труду очень важно.
Для определения эффективности взаимодействия  с родителями, для выяснения применения более эффективных методов и приемов  после проведения того или иного мероприятия  мы  используем  опросы, книги отзывов, оценочные листы. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
Наш педагогический  коллектив стремится достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников, что позволяет нам добиваться не плохих результатов в трудовом воспитании дошкольников .Мы с удовлетворением  отмечаем, что родители стали еще более активно  прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких друзей. Нас радует даже то, что родители стали гораздо меньше сами одевать и раздевать  своих детей. Наш любимый девиз в действии : «Не делай это за меня, помоги мне сделать самостоятельно». На собраниях, в беседах с многие родители рассказывают, как  в домашних условиях формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание помочь старшим. Делятся с другими родителями своими наработками. Нам приятно, что у многих ребят  появляется желание и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.
Для нас важно понять , какова отдача от  всех мероприятий, какие изменения произошли в семейном воспитании. С этой целью мы  выделяем  объективные критерии оценки эффективности проводимой работы.

1. Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, как показатель роста их педагогических интересов, знаний о трудовом воспитании дошкольников .
2. Большая активность родителями при посещении мероприятий ДОУ
3.  Активное использование родителями рекомендованной литературы, участие в праздниках, конкурсах, организуемых в детском саду. Понимание родителями не только практической, но и воспитательной значимости их помощи  коллективу детского сада во всех процессах трудового воспитания  .
6. Качественные изменения в трудовом воспитании детей, проявляющиеся в домашних условиях.
      Анализ как  успехов,  так и трудностей в практической подготовке детей к труду чрезвычайно важен для дошкольной организации, для совершенствования форм и методов  работы, для формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества

Наши контакты

Адрес корпус №1
462403 Оренбургская область, г.Орск, ул. Краматорская 9В
Тел: 8 (3537) 23-61-71
Mail: mdoau60@yandex.ru
Адрес корпус №2
462403 Оренбургская область, г.Орск, пр. Мира 19 Б
Тел: 8 (3537) 21-33-60
Mail: mdoau60@yandex.ru

Ссылки на ресурсы

Голосование

Оцените наш садик

Хороший - 12.1%
Очень хороший - 11.1%
Прекрасный - 4%
Замечательный - 12.4%
Самый лучший - 60.4%
Голосование по этому опросу закончилось